?

Log in

 
 
13 October 2012 @ 03:54 pm
Еще немного о рунах и Традиции...  
Отвечаю понемногу на вопросы альманаха "Даймон" - во втором выпуске предполагается мое интервью.
Многие вопросы - весьма и весьма интересные (ответы, надеюсь, будут не хуже :)))

Вот первый из вопросов (с ответом, разумеется).

1. Часто можно встретить тезис о том, что для успешного применения некоей практики надо быть в соответствующей Традиции. Тогда получается, что даже русский язычник не может практиковать руны, он должен стать скандинавским язычником? Как вы вообще относитесь к «русским скандинавским язычникам»? Может ли эффективно практиковать руны не просто не скандинав, но представитель других рас — жёлтой и чёрной?

Ответ:

Хм. Вопрос сформулирован как относящийся к рунам, но на него невозможно корректно ответить, не выходя за рамки собственно Рунического Искусства как такового, не пытаясь увидеть что-то большее, чем одно отдельно взятое волшебное Искусство.
Но, если нам это интересно, – давайте попробуем.


Руны – действительно часть североевропейской сакральной Традиции. И работа с ними действительно объективно возможна только с опорой на Традицию. (Надеюсь, никто не полагает всерьез, что любой человек, нарисовавший на стене сарая вертикальную полосу (Иса, руна Льда), вызовет этим понижение температуры в сарае до отрицательных величин? Или, – что, начертав на той же стене латинскую букву «H» (Хагалаз, руна Разрушения), станет причиной немедленной гибели сего строения?)

Сами по себе рунические символы – всего лишь графемы (довольно простые графемы, замечу). И «работают» в магическом отношении отнюдь не эти графемы, но то, что стоит за ними. А стоит за ними – Традиция.
Так что если мы хотим попытаться ответить на вопросы, которые только что были заданы, думать придется именно об этом – о североевропейской сакральной Традиции.

…Слово «традиция», как известно, происходит от лат. traditio, «передача», и означает, соответственно, нечто, передаваемое из прошлого в будущее. В отношении североевропейской сакральной Традиции мы не можем не понимать, что на настоящий момент эта самая «передача» практически разрушена. Тем не менее, сегодня вокруг нас немало людей, обращающихся к Северной Традиции. Почему?

На мой взгляд, существует некий «внутренний Зов», определяющий нашу потребность в сакральном – причем, в сакральном совершенно конкретного «характера»; примерно то, что римляне называли numen, а Юнг и его последователи именуют «нуменозностью». (В свое время в контексте магической традиции я определял это как переживания, происходящие из внутреннего круга магии.) Этот «внутренний Зов» не только  определяет направление нашего интереса в области сакрального, но и позволяет отличать «верные» шаги от «неверных», ведущие вперед – от тех, что разворачивают нас поперек Пути. И пока он звучит, Традиция не утрачена (обратите внимание, что выше я не сказал «разрушена Традиция» – я сказал: «разрушена передача»).

Однако, одного только соприкосновения с Нуменом, очевидно, не достаточно для того, чтобы восстановить Традицию как систему работы с сакральным – а прямая передача знаний об этой системе действительно прервана. Что же мы, – увлекаемые на Путь «внутренним Зовом», но не имеющие за плечами функционирующей Системы, – можем делать, чтобы снова увидеть Северную Традицию живой?

Прежде всего, конечно, – просто собирать и осмысливать сохранившееся: факты, осколки магических технологий, обрывки былого опыта; хотя, конечно, слово «просто» подходит здесь не во всех своих значениях. А сохранилось, несмотря ни на что, немало; человек, далекий от этнографии и исторической культурологи, был бы поражен, увидев, насколько многое вокруг нас несет отпечаток древней сакральной Традиции. Даже современная деревенская байка может содержать отголосок былого опыта взаимодействия с сакральным.

Но этого, разумеется, мало: из осколков не собрать бывшего сосуда, – особенно, когда и осколки-то найдены далеко не все. Эти осколки для нас – не более, чем подспорье, рабочий материал, который должен быть размолот и превращен в новую массу для лепки. И вот здесь мы подходим к очень непростому вопросу, непосредственно связанному с тем, который был задан в самом начале.

А какой сосуд нам нужен?

Безусловно, мы говорим о той Традиции, которой владели наши предки. Но мои предки – это и люди, жившие в позапрошлом веке во Владимире и Рязани; и древнейшие индоевропейцы евразийских степей IV-III тысячелетий до н.э.; и первые представители Белой расы, два десятка тысячелетий тому назад оставившие палеолитические памятники типа Сунгиря или Костёнково. Если мы хотим апеллировать к Традиции, мы неизбежно должны определить для себя некую область в пространстве и времени, к которой и будем обращаться как к некой исходной точке.

Такой «исходной точкой» не может быть, очевидно, деградирующая традиция эпохи двоеверия (II тыс. н.э.) – уже хотя бы потому, что Система, о которой мы говорили, в это время уже разрушена. И эта «точка» не может быть отнесена слишком далеко в глубь веков – во времена, когда наших народов еще не существовало как таковых…

…Я позволю себе не слишком углубляться в исторический аспект проблемы (я немало о нем писал и говорил), и просто укажу, что считаю германские и славянские «сакральные Системы» не отдельными традициями, а ветвями единой Северной Традиции, обособление которых датируется очень поздней эпохой – концом бронзы – началом железа. Соответственно, и упомянутую «отправную точку» я связываю с так называемым «балтийским узлом этногенеза», где именно в это время окончательно формировались наши народы – и их культура…

Возвращаясь к исходному вопросу – к вопросу об использовании рун и Рунического Искусства русскими язычниками. Думаю, моя позиция в этом вопросе уже видна. Руны – часть общего наследия Северной Традиции, равно принадлежащая всем, кто считает себя ее наследником. Не столь важно даже, что Футарк как таковой возник уже в те времена, когда разделение ветвей Традиции шло полным ходом, а само Искусство развивалось уже полностью в германской среде. Важно то, что за рунами – и за принципами работы «системы», и за отдельными рунами – стоит единая Северная Традиция…
Другое дело, когда русский человек, увлекшись скандинавской «стороной вопроса», начинает забывать или игнорировать свое непосредственное наследие – то, что связывает его с землей, на которой он родился. Этого я, разумеется, одобрить никак не могу; но это – именно «совсем другая история»…

А вот вопрос относительно использования рун представителями других рас – и проще, и сложнее.

Проще – потому что… Смотрите: как любая действенная сакральная практика, работа с рунами неизбежно подразумевает столкновение с Нуменом – мы об этом уже говорили вскользь. Однако на практике такое столкновение означает не только встречу с божественным, но и проникновение в определенные области коллективного бессознательного, и «содержание» этих областей прямо связано с культурным и сакральным опытом народа, которому принадлежит человек. Это неизбежно. Юнговская нуменозность существует для любого человека, но нуменозность датчанина или русского с одной стороны, и африканца с другой – это очень разные вещи. Руны как магическая система настроены на конкретный тип и мышления, и переживания сакрального. Столкните эту систему с чужим «внутренним содержанием» – и вы рискуете получить серьезнейший конфликт…

А сложнее – потому, что, как ни крути, руны – система универсальная, и как таковая, она будет работать и в Европе, и в Африке, и в Китае. Но для того, чтобы внутреннего конфликта, о котором я говорю, не произошло, человеку иной расы придется не просто измениться самому, но, фактически, сломать себя изнутри, отказавшись от своего «содержания», освободить место для «содержания» иного… Не знаю, насколько это возможно, ведь это самое «содержание» завязано не только на менталитет и коллективное бессознательное, но и на банальную физиологию – строение мозга, особенности центральной нервной системы, гормональный обмен…
Tags:
 
 
 
veleslav13: велеславveleslav13 on October 13th, 2012 12:07 pm (UTC)
...
oberster: изтрубкиoberster on October 13th, 2012 04:15 pm (UTC)
Мне вот кажется, что говоря о Северной Традиции, нужно еще и учитывать наличие в ней Балтийского моря - своего рода плавильного котла для живущих по его берегам народов. То есть для меня вот руны - это не именно Север. Для меня это больше скалы и море. И народы моря. Как-то так.)
anton_platov: pic#64097894anton_platov on October 13th, 2012 07:36 pm (UTC)
Касательно Балтики - так я ведь и говорю выше о балтийском узле этногенеза.
А в отношении понятия "Север" - для меня оно тоже имеет не столько сугубо географический характер, сколько - этнокультурный.
urgorurgor on October 13th, 2012 06:28 pm (UTC)
благодарю.)
9_worlds: BURZUM9_worlds on October 14th, 2012 09:23 am (UTC)
Ясный ответ.
wolk28: pic#94522767wolk28 on October 14th, 2012 01:47 pm (UTC)
Хороший ответ. Прояснилось кой-чего
kkv1973 on November 5th, 2012 09:22 am (UTC)
Здравствуйте,Антон Валерьевич! Вопрос не совсем по теме, но прошу извинить, так как в других местах на него пока ответа не нашел. Прошу пояснить про порядок рун в старшем Футарке, а именно: у Вас руны Одал и Дагаз стоят, соответственно, на 23ем и 24ом местах, однако, во всех остальных рядах, на данный момент виденных мной, Дагаз стоит 23им, а Одал 24ым, т.е. наоборот. Почему так?
Так же, почему-то различается и начертание многих рун у разных авторов?
anton_platov: pic#64097894anton_platov on November 12th, 2012 08:31 am (UTC)
Ну я уже столько об этом писал в книжках и говорил на семинарах...
Очень не хочется в тысячный раз пересказывать то, что есть в любой моей книге о рунах :((
kkv1973 on November 12th, 2012 04:22 pm (UTC)
Увы, пока не нашел... Сейчас заканчиваю Вашу "Руническую магию", следующая "Практический курс рунического искусства", может там будет... Прошу простить, только начал знакомство с рунами :))
anton_platov: pic#64097894anton_platov on November 12th, 2012 05:17 pm (UTC)
Лучше - "Руническое Искусство": http://anton-platov.livejournal.com/58389.html.
Гораздо последовательнее и подробнее, чем давно устаревший "Практический курс" :))