?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 April 2010 @ 11:20 am
Хутынь  

Немного об истории новгородских славян, тайнах древних святилищ и православном вандализме
(а также - о "святых горушках" и человеческих черепах)




Хутынь – интереснейшее для любознательного и неравнодушного к собственной истории человека место, находящееся всего лишь в десятке километров к ССЗ от Великого Новгорода.

Мы были в Хутыни всего один раз – завершая экспедицию, посвященную исследованию новгородских «каменных кругов», уникальных для наших мест мегалитических сооружений, – но впечатлений от нее (и здешнего исторического материала, о котором стоит писать) хватило бы, пожалуй, на целую книжку.

Собственно, Хутынь сегодня – это деревня на мысу, зажатом между Волховом и Малым Волховцем. Наверное, рассказ об этом месте стоит начинать с того, что деревне этой – больше трех тысяч лет. Данное утверждение не совсем корректно с точки зрения археологии – не следует прямо связывать между собой разновременные поселения, находящиеся на одном и том же месте – но с точки зрения определенной исторической преемственности это именно так. Впервые – по данным раскопок – люди поселились здесь еще в конце II тысячелетия до н.э. и жили практически непрерывно; в слоях конца I тысячелетия н.э. их лепную керамику сменяет гончарная древнерусская, а в еще более поздних – русская средневековая.
Название «Хутынь» (в более архаичном варианте – «Худынь») народная этимология, в данном случае, похоже, не расходящаяся с истиной, возводит к понятию о «худом месте». В современных православных путеводителях это характеризуется, например, так: «Место это пользовалось дурной славой; по преданию, здесь с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей»…


Отступление №1. О Варлаамовом хутынском монастыре
Фраза «в современных православных путеводителях…», вероятно, уже бросилась в глаза. Дело в том, что в XII веке неким святым Валаамом здесь был основан православный монастырь, быстро ставший одним из самых известных и богатейших в землях Великого Новгорода, и действующий по сию пору. (Правда, после «Перестройки» он превратился почему-то из мужского в женский.) Соответственно, и существующие путеводители, как несложно догадаться, много вещают о деяниях святого основателя монастыря, и мертво молчат о том, ради чего явились в эти места мы.
К монастырю и святым деяниям мы еще вернемся.
Конец отступления.


Прекрасно известно, что «худые места», где «с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила», часто оказываются древними местами Силы – местами, где располагались некогда языческие святилища наших предков. В данном конкретном случае мы имеем этому и прямые археологические подтверждения. Дело в том, что в самом начале 80-х годов ушедшего века (когда русские археологи еще имели возможность работать на подобных объектах), в ходе археологических исследований на территории монастыря было обнаружено святилище, представлявшее собой круг из крупных валунов диаметром около 18 метров. С внешней стороны круга были зафиксированы следы костров; в середине каменного круга – обнаружена двухметровой ширины выложенная камнями яма, в горелом слое на дне которой найдено большое количество костей животных и птиц.
Именно за этим мы сюда и шли.


Отступление №2. О новгородских «каменных кругах»
Долгое время считалось, что составленные из больших камней круги – исключительная принадлежность западноевропейской мегалитической культуры. Однако, уже в конце XIX века Н.К.Рерих описал несколько каменных кругов в ходе своих археологических изысканий в Шелонской пятине Новгородской Земли. Позднее их изучением занимались Б.В.Александров в начале XX века, В.Я.Конецкий и Е.Н.Носов уже в наше время, и другие исследователи. Не буду повторяться – историю их изучения я кратко обрисовывал в своих «Мегалитах…» На сегодняшний момент описано более десятка подобных культовых сооружений (в их культовом назначении никто не сомневается); из них около половины уничтожены.
Ряд археологических указаний, а главное – жесткая связь «каменных кругов» со знаменитыми новгородскими сопками (погребальными сооружениями) позволяет датировать их концом I тысячелетия н.э. и связывать с ильменскими славянами.
Конец отступления.


Наша экспедиция ставила перед собой две задачи:
1. Определить сохранность данных памятников
2. Провести детальную съемку геометрии тех сохранившихся «кругов», которые не были исследованы и откартированы Конецким и Носовым, – дело в том, что большинство известных «каменных кругов» являются в плане не окружностями, а правильными эллипсами – как и их британские, например, аналоги…

Сразу должен сказать, что вторая часть совершено и полностью провалилась. По причине отсутствия сохранившихся памятников. Вот пример. «Каменный круг» у д.Луки, упоминаемый Конецким еще в 1985 году:




Груда валунов – предполагаемые остатки лукинского «каменного круга».
Фото – Новгородская экспедиция ФРТК, 2003 год



Нет, мы не ставили, конечно, перед собой задачу обойти и отснять все упомянутые в литературе «круги» – это слишком большая задача для одного полевого сезона и маленькой экспедиции. Мы выбрали для себя низовья Шелони и – Хутынь…
Так, собственно, мы в Хутыни и оказались.
Что ж, хутынского «каменного круга» мы тоже не нашли. Не знаю, в каком виде оставили святилище археологи в 1980-х, но сейчас, после возвращения монастыря Церкви, на его месте – аккуратные такие монастырские грядочки с овощами, а рядом, под деревьями – ставшая уже привычной свалка валунов…
…Интересно, что на Западе, скорее всего, любой монастырь гордился бы столь древней историей места, на котором он выстроен (не говоря уж о том, что это – лишний приток туристов, а значит – лишние деньги). Не только сохранили бы памятник, но и оградкой какой-нибудь обнесли… Но и это – только сейчас, конечно. Еще в веке XVII и там раздолбали бы, не задумавшись.
Зато мы нашли в Хутыни сопутствующую уничтоженному кольцу камней сопку. Дело в том, все известные новгородские «круги», сами по себе не являющиеся погребальными сооружениями, обязательно сопровождаются сопочным захоронением. Значение этой традиции еще не выяснено, но факт – бесспорен, на него указал еще Рерих в отчете о своей экспедиции 1899 года.
И хутынская сопка нас тоже поразила – и сама по себе, и то, как ее преподносят «святые отцы» бесчисленным кающимся грешникам…




Состояние хутынского сопочного захоронения на начало XXI века.
Время постройки часовни – восьмидесятые или девяностые годы прошлого столетия.
Фото – Новгородская экспедиция ФРТК, 2003 год


Вершина сопки (к слову, не исследованной археологами) попросту срезана – вероятно, бульдозером – чтобы было удобнее ставить часовенку. Вот так вот просто – взяли и снесли половину памятника тысячелетней давности. Подумаешь – человеческое погребение, память о каком-то местном князе, невосполнимая потеря для исторической науки! Зато – вот! – часовня св. Варлаама, на радость всем нам, грешным…
…Какие-нибудь гражданские строители год бы обивали пороги соответствующих организаций, чтобы получить разрешение, а потом еще оплачивали приезд археологов, чтобы те успели обследовать памятник до его повреждения в результате строительных работ. Ну дак то – гражданские, а тут, понимаешь – святые люди, им мирские законы (то бишь гражданский и уголовный кодексы РФ) не писаны…
Но самое смешное – не это. То, что Церковь лихо и напропалую губит уникальные памятники истории и археологии, совсем не новость. Но вот в монастыре нам рассказали, что это, оказывается, не что иное, как «горушка святого Варлаама», в житии которого прям так и написано черным по белому: «Преподобный собственноручно наносил её своей скуфейкой»…
Ну разумеется! Ну как не использовать в целях духовного окормления заблудших граждан такой прекрасный и так живописно расположенный холмик! Ну, разумеется, преподобный наносил! И непременно скуфейкой! (Ага, «и непременно с лимончиком»…)
Теперь по сопке ползают босиком болящие в поисках исцеления от скорбей телесных, – в монастыре всем рассказывают, что холм, каждой горсти земли которого касались руки преподобного Варлаама, целебен и чудодейственен…
Да, PR всемогущ…

Святая простота, с которой Церковь обращается с отнюдь не принадлежащим ей культурным и историческим наследием, меня умиляет. Недавно вот, например, в Херсонесе Таврическом (в Севастополе), прямо на развалинах византийской базилики IV века «святые отцы» возвели удручающего вида ротонду-часовню из железных труб. Просто залили бетоном камни древнего фундамента, и в этот бетон впихнули трубы. А ведь это – уголовно наказуемое преступление. Это памятник, охраняемый государством, более того – это территория государственного археологического заповедника…
Да что там говорить. Похоже, для «святых отцов» не только законы не писаны, но и простейшие нравственные нормы не актуальны. Возвращаясь к Хутыни. Выдавать древнее языческое погребение за «горушку святого Варлаама» – это просто наглый обман, а вот человеческие черепа, которые мы увидели позднее, это уже как-то вне всех «рамок»…


Отступление №3. О 229-й стрелковой дивизии
Полуостров у слияния Волхова и Малого Волховца с возвышенной серединой, окруженной болотами и водами двух рек, с военной точки представляет собой идеальное место для создания укрепленного пункта. Разумеется, в Великую Отечественную Войну этим пользовались: сначала, в 1941-ом, мы, потом – немцы. К зиме 1942/1943 года немцы превратили монастырь и окружающие земли между Волховом и Волховцом в мощнейший укрепрайон. Его штурм начался 15 марта 1943 года и велся силами 229-й стрелковой дивизии, больше половины которой осталось на этих берегах. Непосредственно в бою за Хутынь погибло 1075 русских солдат и офицеров.
Конец отступления.


На черепа мы наткнулись, обходя старый монастырский периметр. Они были разложены на развалинах бывшей монастырской стены, почти полностью разрушенной во время войны. Я не знаю, что это – одна из вскрывшихся братских могил, или просто те, кого не нашли или не успели нормально захоронить тогда, в сорок третьем. Но думаю, что это естественная обязанность любого нормального человека – перезахоронить найденные или вскрытые в результате сельхозработ останки воинов, неважно в данном случае, русских или немецких. Но на «святых отцов» и нормальные человеческие обязанности, похоже, тоже не распространяются…




Человеческие черепа на разрушенной стене Хутынского монастыря (ниже – немного крупнее).
Фото – Новгородская экспедиция ФРТК, 2003 год





Грустное получается окончание очерка. Но тут уж ничего не поделаешь – так есть.

А в целом, как принято говорить, Хутынский комплекс со своей долгой и сложной историей длиной в три с половиной тысячелетия, еще ждет своего настоящего исследователя и, возможно, летописца…



 
 
 
Генерал А.А.Власовpycu4_poa on April 29th, 2010 07:57 am (UTC)

Сперва это(новостроенное) место ждёт огонь и меч, а потом археологи.
Марта: злаяmarta_nn on April 29th, 2010 08:22 am (UTC)
229 стрелковая. мой прадед в ее составе погиб в 43-м году под Хутынью.
у меня слов нет просто.
anton_platovanton_platov on April 29th, 2010 08:31 am (UTC)
Тогда Вам обязательно надо там побывать. Братская могила, которая мне известна, там немного в стороне, у другого немецкого укрепленного пункта, но в самой Хутыни стоит памятник 229-й дивизии.
vitusska: pic#110056224vitusska on August 26th, 2013 04:13 pm (UTC)
Первые поисковые экспедиции были организованы еще в 1982-1984 году школой №13 и преподавателем этой школы Куприяновым Владимиром Александровичем. На том месте где сейчас памятник 229 дивизии не было найдено ничего, кроме мусора времен войны, братская могила защитников, там где действительно находили останки солдат могла быть где угодно в радиусе 300 метров от того места где сейчас всем ее показывают.
При раскопках останки людей были не хаотично разбросаны, а уложены как бы в траншею. Откуда были выкопаны черепа людей и уложены на развалины монастыря в 2003 году весьма интересный вопрос. Скорее всего таки нашли массовое захоронение пациентов и медперсонала больницы для душевнобольных, которая там была организована еще до войны. По воспоминаниям ветеранов они были расстреляны немцами,а с похоронами особо не заморачивались,выкопали яму и свалили тела вместе. Одним из старожилов этих мест был замечательный человек - Кир Алексеевич к сожалению уже в лучшем из миров. Он бессменно более 10 лет был смотрителем турбазы которая находилась прямо за монастырем. Именно по его наводке, наш класс 10б выпуска 1984 года,школы №13, начинал первые изыскания останков 229 стрелковой дивизии. Кстати по версии Кира Алексеевича название Хутынь произошло от "худых земель" ( худное поле-худынь) в смысле непригодных для сельскохозяйственных работ. Так что "худое место" и "нечистая сила" обитающая в этих местах мне сдается немного притянуто за уши. Хутынская горка(сопка) еще с времен Брежнева-Андропова называлась курганом,
и местные старожилы называли его "Курган за монастырем". Заметьте не Монастырский курган,не Хутынский курган, а просто "Курган за монастырем". Что наводило на мысль о том что Курган и монастырь просто два соседних объекта. Уже тогда все местные бабули знали, что это "место силы" хворьбу забирает, и ходили вокруг него. Мы, признаться, по юности, тоже вокруг не один круг вокруг него намотали, правда изменений в здоровье замечено не было. Ну тогда и мы были юны и полны сил :)
Татьяна: Испугta on April 29th, 2010 08:52 am (UTC)
меня поражает не то, насколько легко со святынями других религий обходятся - в конце концов христианство много чего ассимилировало. больше удивляет полное не уважение к умершим и захороненным. вот где настоящее святотатство-то
obersteroberster on April 29th, 2010 08:54 am (UTC)
Вспомнилось что-то: "..Современная церковь имеет такое же отношение к Богу, как кассир театра к искусству..." )
anton_platovanton_platov on April 29th, 2010 10:57 am (UTC)
Да уж...
(Deleted comment)
anton_platovanton_platov on April 29th, 2010 10:57 am (UTC)
Надо подумать. Главный вопрос, как всегда - "Когда?"
mag_deadmag_dead on April 29th, 2010 01:46 pm (UTC)
Очень похожее место есть В Псковской области. Рядом с Опочкой "Духова гора" называется.
И тоже строительство, тоже часовня. Как по одному сценарию.
anton_platovanton_platov on May 1st, 2010 10:01 am (UTC)
А можно чуть подробнее?
mag_deadmag_dead on May 2nd, 2010 05:53 pm (UTC)
Десятью километрами севернее Опочки, находится правильной формы курган.
Там довольно долго стояла деревянная часовня, но когда место стали "популяризовать"
она сгорела. Построили новую - испоганили и место и кладбище. Сам курган - остатки
древней крепости, место - очень сильное. Поподробнее можно погуглить, или например
здесь http://www.utro.ru/articles/2006/01/18/513519.shtml (на фото старая часовня)
Разумеется не всё что нагуглится нужно воспринимать серьёзно.
Прилагаю спутниковое фото


Просмотреть увеличенную карту
anton_platovanton_platov on May 7th, 2010 04:05 pm (UTC)
Спасибо, интересно...
hortperunovhortperunov on April 29th, 2010 02:41 pm (UTC)
Я тоже нашел на поле груду столбообразных валунов. Видимо совки когда овес сажали, свалили все в кучу. Хожу вокруг, думаю что делать.
anton_platovanton_platov on April 30th, 2010 11:29 pm (UTC)
А что теперь делать? Если это было святилище, его ведь не восстановишь "обратно"...
hortperunovhortperunov on May 1st, 2010 08:11 am (UTC)
А на Руси использовались межевые камни? Как их отличить от культовых?
Жаль, конечно, что у нас так паскудно обходятся с древностями. Треклятое христианство оборвало все связи.
anton_platovanton_platov on May 1st, 2010 09:55 am (UTC)
Конечно, использовались. А вот насчет отличить - далеко не всегда. Просто очень часто две эти функции - "межевая" и "культовая" - сочетались. И так было не только у нас, по всему индоевропейскому миру.

А насчет связей... Я не думаю, что они оборваны ВСЕ. Ну, вот мы же сейчас об этом говорим - значит, что-то уже связывает нас с миром Традиции.
Хотя, конечно, потеряно настолько много...
hortperunovhortperunov on May 1st, 2010 02:48 pm (UTC)
Ну говорить положим мы об этом говорим, а вот поделать с этим мало что в наших силах. Людям пока плохая погода на Пасху – гораздо большая неприятность, чем полное исчезновение дохристианских памятников с земли их предков. Тем ценнее такие труды, как ваши книги. Если не удастся сохранить памятники, так хоть память сохраним.
xtrabass: Котxtrabass on April 29th, 2010 03:55 pm (UTC)
Боюсь исследовать скоро нечего будет.
Dannandannan on May 9th, 2010 10:09 pm (UTC)
Слов нет... но как бороться с тупой упрямой махиной официальной церкви?.... :((
gromovdvgromovdv on June 22nd, 2010 06:32 am (UTC)
ОФФТОП

Слышь, Антон!
У меня тут в голове один вопрос отложился.
С нами тусовался такой парень - Илья Ляхов. Что с ним стало?
anton_platovanton_platov on June 23rd, 2010 01:53 pm (UTC)
Да, честно говоря, уж лет шесть, как ничего не слышал...