?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 April 2010 @ 11:20 am
Хутынь  

Немного об истории новгородских славян, тайнах древних святилищ и православном вандализме
(а также - о "святых горушках" и человеческих черепах)




Хутынь – интереснейшее для любознательного и неравнодушного к собственной истории человека место, находящееся всего лишь в десятке километров к ССЗ от Великого Новгорода.

Мы были в Хутыни всего один раз – завершая экспедицию, посвященную исследованию новгородских «каменных кругов», уникальных для наших мест мегалитических сооружений, – но впечатлений от нее (и здешнего исторического материала, о котором стоит писать) хватило бы, пожалуй, на целую книжку.

Собственно, Хутынь сегодня – это деревня на мысу, зажатом между Волховом и Малым Волховцем. Наверное, рассказ об этом месте стоит начинать с того, что деревне этой – больше трех тысяч лет. Данное утверждение не совсем корректно с точки зрения археологии – не следует прямо связывать между собой разновременные поселения, находящиеся на одном и том же месте – но с точки зрения определенной исторической преемственности это именно так. Впервые – по данным раскопок – люди поселились здесь еще в конце II тысячелетия до н.э. и жили практически непрерывно; в слоях конца I тысячелетия н.э. их лепную керамику сменяет гончарная древнерусская, а в еще более поздних – русская средневековая.
Название «Хутынь» (в более архаичном варианте – «Худынь») народная этимология, в данном случае, похоже, не расходящаяся с истиной, возводит к понятию о «худом месте». В современных православных путеводителях это характеризуется, например, так: «Место это пользовалось дурной славой; по преданию, здесь с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей»…


Отступление №1. О Варлаамовом хутынском монастыре
Фраза «в современных православных путеводителях…», вероятно, уже бросилась в глаза. Дело в том, что в XII веке неким святым Валаамом здесь был основан православный монастырь, быстро ставший одним из самых известных и богатейших в землях Великого Новгорода, и действующий по сию пору. (Правда, после «Перестройки» он превратился почему-то из мужского в женский.) Соответственно, и существующие путеводители, как несложно догадаться, много вещают о деяниях святого основателя монастыря, и мертво молчат о том, ради чего явились в эти места мы.
К монастырю и святым деяниям мы еще вернемся.
Конец отступления.


Прекрасно известно, что «худые места», где «с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила», часто оказываются древними местами Силы – местами, где располагались некогда языческие святилища наших предков. В данном конкретном случае мы имеем этому и прямые археологические подтверждения. Дело в том, что в самом начале 80-х годов ушедшего века (когда русские археологи еще имели возможность работать на подобных объектах), в ходе археологических исследований на территории монастыря было обнаружено святилище, представлявшее собой круг из крупных валунов диаметром около 18 метров. С внешней стороны круга были зафиксированы следы костров; в середине каменного круга – обнаружена двухметровой ширины выложенная камнями яма, в горелом слое на дне которой найдено большое количество костей животных и птиц.
Именно за этим мы сюда и шли.


Отступление №2. О новгородских «каменных кругах»
Долгое время считалось, что составленные из больших камней круги – исключительная принадлежность западноевропейской мегалитической культуры. Однако, уже в конце XIX века Н.К.Рерих описал несколько каменных кругов в ходе своих археологических изысканий в Шелонской пятине Новгородской Земли. Позднее их изучением занимались Б.В.Александров в начале XX века, В.Я.Конецкий и Е.Н.Носов уже в наше время, и другие исследователи. Не буду повторяться – историю их изучения я кратко обрисовывал в своих «Мегалитах…» На сегодняшний момент описано более десятка подобных культовых сооружений (в их культовом назначении никто не сомневается); из них около половины уничтожены.
Ряд археологических указаний, а главное – жесткая связь «каменных кругов» со знаменитыми новгородскими сопками (погребальными сооружениями) позволяет датировать их концом I тысячелетия н.э. и связывать с ильменскими славянами.
Конец отступления.


Наша экспедиция ставила перед собой две задачи:
1. Определить сохранность данных памятников
2. Провести детальную съемку геометрии тех сохранившихся «кругов», которые не были исследованы и откартированы Конецким и Носовым, – дело в том, что большинство известных «каменных кругов» являются в плане не окружностями, а правильными эллипсами – как и их британские, например, аналоги…

Сразу должен сказать, что вторая часть совершено и полностью провалилась. По причине отсутствия сохранившихся памятников. Вот пример. «Каменный круг» у д.Луки, упоминаемый Конецким еще в 1985 году:




Груда валунов – предполагаемые остатки лукинского «каменного круга».
Фото – Новгородская экспедиция ФРТК, 2003 год



Нет, мы не ставили, конечно, перед собой задачу обойти и отснять все упомянутые в литературе «круги» – это слишком большая задача для одного полевого сезона и маленькой экспедиции. Мы выбрали для себя низовья Шелони и – Хутынь…
Так, собственно, мы в Хутыни и оказались.
Что ж, хутынского «каменного круга» мы тоже не нашли. Не знаю, в каком виде оставили святилище археологи в 1980-х, но сейчас, после возвращения монастыря Церкви, на его месте – аккуратные такие монастырские грядочки с овощами, а рядом, под деревьями – ставшая уже привычной свалка валунов…
…Интересно, что на Западе, скорее всего, любой монастырь гордился бы столь древней историей места, на котором он выстроен (не говоря уж о том, что это – лишний приток туристов, а значит – лишние деньги). Не только сохранили бы памятник, но и оградкой какой-нибудь обнесли… Но и это – только сейчас, конечно. Еще в веке XVII и там раздолбали бы, не задумавшись.
Зато мы нашли в Хутыни сопутствующую уничтоженному кольцу камней сопку. Дело в том, все известные новгородские «круги», сами по себе не являющиеся погребальными сооружениями, обязательно сопровождаются сопочным захоронением. Значение этой традиции еще не выяснено, но факт – бесспорен, на него указал еще Рерих в отчете о своей экспедиции 1899 года.
И хутынская сопка нас тоже поразила – и сама по себе, и то, как ее преподносят «святые отцы» бесчисленным кающимся грешникам…




Состояние хутынского сопочного захоронения на начало XXI века.
Время постройки часовни – восьмидесятые или девяностые годы прошлого столетия.
Фото – Новгородская экспедиция ФРТК, 2003 год


Вершина сопки (к слову, не исследованной археологами) попросту срезана – вероятно, бульдозером – чтобы было удобнее ставить часовенку. Вот так вот просто – взяли и снесли половину памятника тысячелетней давности. Подумаешь – человеческое погребение, память о каком-то местном князе, невосполнимая потеря для исторической науки! Зато – вот! – часовня св. Варлаама, на радость всем нам, грешным…
…Какие-нибудь гражданские строители год бы обивали пороги соответствующих организаций, чтобы получить разрешение, а потом еще оплачивали приезд археологов, чтобы те успели обследовать памятник до его повреждения в результате строительных работ. Ну дак то – гражданские, а тут, понимаешь – святые люди, им мирские законы (то бишь гражданский и уголовный кодексы РФ) не писаны…
Но самое смешное – не это. То, что Церковь лихо и напропалую губит уникальные памятники истории и археологии, совсем не новость. Но вот в монастыре нам рассказали, что это, оказывается, не что иное, как «горушка святого Варлаама», в житии которого прям так и написано черным по белому: «Преподобный собственноручно наносил её своей скуфейкой»…
Ну разумеется! Ну как не использовать в целях духовного окормления заблудших граждан такой прекрасный и так живописно расположенный холмик! Ну, разумеется, преподобный наносил! И непременно скуфейкой! (Ага, «и непременно с лимончиком»…)
Теперь по сопке ползают босиком болящие в поисках исцеления от скорбей телесных, – в монастыре всем рассказывают, что холм, каждой горсти земли которого касались руки преподобного Варлаама, целебен и чудодейственен…
Да, PR всемогущ…

Святая простота, с которой Церковь обращается с отнюдь не принадлежащим ей культурным и историческим наследием, меня умиляет. Недавно вот, например, в Херсонесе Таврическом (в Севастополе), прямо на развалинах византийской базилики IV века «святые отцы» возвели удручающего вида ротонду-часовню из железных труб. Просто залили бетоном камни древнего фундамента, и в этот бетон впихнули трубы. А ведь это – уголовно наказуемое преступление. Это памятник, охраняемый государством, более того – это территория государственного археологического заповедника…
Да что там говорить. Похоже, для «святых отцов» не только законы не писаны, но и простейшие нравственные нормы не актуальны. Возвращаясь к Хутыни. Выдавать древнее языческое погребение за «горушку святого Варлаама» – это просто наглый обман, а вот человеческие черепа, которые мы увидели позднее, это уже как-то вне всех «рамок»…


Отступление №3. О 229-й стрелковой дивизии
Полуостров у слияния Волхова и Малого Волховца с возвышенной серединой, окруженной болотами и водами двух рек, с военной точки представляет собой идеальное место для создания укрепленного пункта. Разумеется, в Великую Отечественную Войну этим пользовались: сначала, в 1941-ом, мы, потом – немцы. К зиме 1942/1943 года немцы превратили монастырь и окружающие земли между Волховом и Волховцом в мощнейший укрепрайон. Его штурм начался 15 марта 1943 года и велся силами 229-й стрелковой дивизии, больше половины которой осталось на этих берегах. Непосредственно в бою за Хутынь погибло 1075 русских солдат и офицеров.
Конец отступления.


На черепа мы наткнулись, обходя старый монастырский периметр. Они были разложены на развалинах бывшей монастырской стены, почти полностью разрушенной во время войны. Я не знаю, что это – одна из вскрывшихся братских могил, или просто те, кого не нашли или не успели нормально захоронить тогда, в сорок третьем. Но думаю, что это естественная обязанность любого нормального человека – перезахоронить найденные или вскрытые в результате сельхозработ останки воинов, неважно в данном случае, русских или немецких. Но на «святых отцов» и нормальные человеческие обязанности, похоже, тоже не распространяются…




Человеческие черепа на разрушенной стене Хутынского монастыря (ниже – немного крупнее).
Фото – Новгородская экспедиция ФРТК, 2003 год





Грустное получается окончание очерка. Но тут уж ничего не поделаешь – так есть.

А в целом, как принято говорить, Хутынский комплекс со своей долгой и сложной историей длиной в три с половиной тысячелетия, еще ждет своего настоящего исследователя и, возможно, летописца…



 
 
 
xtrabass: Котxtrabass on April 29th, 2010 03:55 pm (UTC)
Боюсь исследовать скоро нечего будет.